главная работы проекты заказчикам вакансии контакты прочее

Сказ про то, как готовить сцены в сканирование и заливку тем, кто хочет все остальное сам делать.

Нижеописанное писалось сугубо для НАШИХ потенциальных заказчиков, и к чужим заказчикам может относиться только частично.

Бумага.

Формат. Формат бумаги допускается до А3 включительно (по отечественным рамкам это примерно 18-е поле) Сканирование 20-го поля связано с некоторыми дополнительными трудностями, но тоже возможно. Однако, большие поля (больше 13-го) в действительности далеко не всегда улучшают техническое качество готового материала, а гораздо чаще ухудшают его, и вот почему.

Перфорация. Перфорация может быть как западного стандарта, так и "союзмультфильмовского". Если ваш дырокол мнет и недобивает бумагу (тупой), или делает что-то еще, что приводит к «гуляющей» статике, купите у нас дырокол (или бумагу).

Толщина. Для качественного сканирования бумаге лучше быть толстой. Но это неудобно для фазовщиков. Поэтому надо искать золотую середину. Мы на студии пользуемся пищевым пергаментом марки А.

Пишущие приборы.

Карандаши. Современное программное обеспечение действительно позволяет сканировать и успешно заливать сцены, сфазованные карандашом. Однако, для того, чтобы это происходило, необходимо соблюдать ряд условий, которые, как правило, НИКОГДА не соблюдаются нашими соотечественниками, а именно:

Несоблюдение этих условий не делает сканирование и заливку невозможными, но сильно поднимает их стоимость.

Чернильные приборы. Ручки, линеры, роллеры, и т.п. уступают (в плане качества конечного продукта) карандашу только тем, что линия получается ровная, без "нажима". Нажим, однако, можно сделать пером, как в старые добрые времена. Обращайтесь к нам за консультациями по поводу этой технологии. В любом случае, крайне желательно (для качества конечного продукта, опять же) обеспечить всех работников одинаковыми инструментами. В особенности это касается тех случаев, когда прорисовка делается тоже ручкой, и фазовщик не переконтуровывает компановки. Добиться этого довольно сложно, т.к. художники (даже художники-фазовщики) -- люди странные и непредсказуемые. Мы советуем для этого использовать синие ручки, что несколько усложнит задачу вредителям, пытающимся рисовать чем попало.

Собственно фазы, экспозиционные листы и планировка.

Нумерация. Нумерация допускается любая. Номера могут идти подряд, через один, с иксами (или другими буквами после номеров) или еще как-то. Также не нужно стараться писать номера на фазах за пределами кадровой рамки или красным карандашом — это не приносит никакой пользы.

Нельзя! Ничего писать или рисовать на расстоянии меньше пяти миллиметров от любого из отверстий перфорации! Это, пожалуй, единственное серьезное ограничение.

Планировка. Если в сцене есть статика, то любому фазовщику будет легче вынести ее на модель, а не переводить в точности от кадра к кадру. Большой точности у него может и не получиться, т.к. бумага -- не целлулоид, и может люфтовать на штифтах, в то же время компьютер позволяет заводить любое количество слоев в сцене. Особенно нежелательно обводить статику, когда персонаж моргает (т.е. когда работают только глаза). Такие сцены выглядят в конечном итоге просто гадко.
Подгонок тоже лучше избегать. Любой подгоняемый к фону или к модели член лучше сделать с запасом и замкнуть. Наши композеры его отрежут при сборке.
Планировка панорам (т.н. Подвижные штифты) -- см. пояснение 2.

Собственные и падающие тени.

Собственные тени можно делать двумя способами. Способ первый: тени рисуются в виде замкнутых областей на отдельном слое, с запасом в сторону границы персонажа с фоном. (рис. 1) Такой способ удобен для заливки, но сложен для фазовки, т.к. фазовщику приходится накладывать на штифты не три, а сразу шесть листов бумаги (для подгонки теней к персонажам), чего он зачастую не делает, а лепит эти тени вообще от балды, причем проверить качество его работы до сканирования вообще не представляется возможным. Кроме того, если тени планируется размывать (мягкие контура теней) то при такой технологии размывка будет несколько некорректной. (рис 2)

рис.1 рис.2
Рис. 1
   Рис. 2 –>
Второй способ заключается в том, чтобы рисовать и персонаж, и собственные тени на одном листе, но при этом персонаж рисуется синим контуром, а тени — красным (рис.3). Это несколько осложняет заливку, но облегчает жизнь фазовщику, а главное, улучшает качество конечного продукта. Однако, в этом случае необходимо следить, чтобы ручки были действительно синими и красными, а не голубыми или фиолетовыми. Как ни странно, лучше всего для этого подходят самые банальные гелевые синие стержни, продающиеся в киосках в одну цену с черными.

рис.3 рис.4
Рис. 3
   Рис. 4 –>

Падающие тени можно делать на отдельном слое, а можно и не делать вообще, но тут надо учесть, что компьютерные падающие тени получаются корректно только в случае, когда персонажи передвигаются по одной прямой, параллельной горизонту, либо же тени представляют собой округлые лужицы под ногами, мало общего имеющие с формой персонажа.

Другие спецэффекты (в т.ч. текстуры и всяческие обработки).

Спецэффекты могут быть любыми. Но любые спецэффекты лучше обдумать заранее, желательно вместе с нами.


Пояснение 1. Как не надо планировать наезды и отъезды.

Бумага, в отличие от целлулоида, субстанция мягкая. Поэтому на штифтах она часто люфтует. Чем дальше расстояние от штифтов, тем сильнее люфт. Соответственно, мелкий песонаж, нарисованный на большом листе, далеко от штифтов, будет ходить ходуном. Этого лучше избегать, даже если придется устанавливать такой слой иначе, чем все остальные.

как неправильно как правильно
Неправильно. Правильно.

Пояснение 2.Как не надо планировать панорамы.

Персонаж движется
вместе с фоном.
Как это делали раньше.

Как это следует делать теперь.


Как это НЕ СЛЕДУЕТ делать теперь.

Иногда персонажи ходят по панорамам. Персонаж идет, а панорама прокручивается мимо него (и мимо камеры). Тут все понятно. Но иногда персонаж стоит на панорамном фоне, и въезжает в кадр вместе с ним. В целлулоидную эпоху такие слои делались на "подвижных штифтах" и длинных «панорамных» листах целлулоида. Штифты крепились к рейкам съемочного станка вместе с фонами, и вместе с ними "въезжали" в кадр. Поскольку целлулоид не является абсолютно прозрачной субстанцией, такие слои приходилось делать на длинных листах, для того, чтобы край листа никогда не оказался в кадре. Но иногда, из экономии ли длинных листов, или для большей наглядности работы мультипликатора над черновым мультипликатом, такие сцены делались иначе: персонаж рисовался на обычном листе, прикрепленном не к панораме, а к статичной части съемочного стола, и рисовался, по мере появления в кадре, в соответствующей части листа. Этот метод во всех отношениях ужасен: во-первых, для того, чтобы персонаж не отставал от фона, передвигающегося покадрово, приходится фазовать его в каждом кадре (а не через один, как это делается в большинстве случаев), во-вторых, точно подогнать расстояния между этими фазами к движению панорамы все равно почти невозможно, и персонаж по-любому будет "елозить" по полу, и, наконец, в-третьих, персонажа, стоящего на фоне, зачастую можно хотя бы частично вывести на модель, чего при таком способе сделать не получится. Вобщем, не делайте так, пожалуйста! Гораздо проще нарисовать его стоящим на месте, на нормальных листах (ведь проблем, связанных с непрозрачностью целлулоида сейчас уже нет), а при сборке он уже будет "прикреплен" к панораме, и качественно въедет в кадр.



*Если прочитанное показалось вам страшным, закажите у нас полный цикл производства.